Нарезание прямозубых колес. Зубодолбежные станки (полуавтоматы и автоматы) предназначены для нарезания цилиндрических зубчатых колес, наружного и внутреннего зацепления с прямыми и косыми (винтовыми) зубьями, боковых колес, колес с буртами, зубчатых муфт, реек, храповиков и т. д. Зубодолбежные станки работают инструментом, имеющим форму зубчатой рейки, зубофрезерной головки (рис. 4.60,а), либо зубчатого колеса –зубофрезерного долбяка (рис. 4.60,б).
Станки первого типа называют чаще зубострогальными. Наибольшее распространение получили станки, работающие долбяком, как более производительные (в этих станках не прерывается процес резания для деления заготовки) и более универсальные – на них можно выполнять все работы, которые производятся на зубофрезерных станках, за исключением нарезания червячных колес, а также нарезать колеса с внутренним зацеплением. Производительность этих станков ниже, чем зубофрезерных, однако они незаменимы при нарезании колес внутреннего зацепления практически любого диаметра, а также зубчатых блоков, в которых растояние между венцами недостаточна для выхода фрезы. Специфические области применения долбяков: нарезание зубьев «в упор» на блочных (многовенцовых) колесах и на колесах с буртами; нарезание колес внутреннего зацепления; нарезание шевронных колес с непрерывным зубом (без канавки для выхода инструмента); нарезание точных зубчатых реек методом огибания. Для зубодолбежных станков, работающих долбяком, характерны следующие основные движения (рис. 4.61):
а) поступательное движение резания, совершаемое долбяком только в одну сторону (рабочий ход) Vp, и возвращение долбяка в исходное положение – холостой ход (Vx);
б) непрерывное вращение долбяка (V1) и заготовки V2 для осуществления круговой подачи (делительного движения). Скорости вращения долбяка и заготовки так взаимно согласованы с помошью сменных колес, что за один оборот долбяка заготовка делает Zд/Z оборота, где Zд – число зубьев долбяка, а Z – зубьев нарезаемого колеса;
в) движение врезания (радиальная или врезная подача) Sвр производится перемещением оси долбяка в направлении к оси заготовки при возвратно-поступательном движении долбяка и круговой подаче Sкр после того, как долбяк врежется в заготовку на нужную глубину (т. е. на высоту зуба). Круговая подача и движение резания продолжаются до тех пор, пока заготовка не совершит один полный оборот. За это время нарезание всех зубьев заканчивается, и станок автоматически выключается. Нарезание зубчатого колеса может производиться за один, два или три прохода;
г) отвод стола с заготовкой от долбяка или долбяка от заготовки происходит во время каждого холостого хода для предохранения режущих кромок от чрезмерного износа, а боковых поверхностей зубьев колеса от повреждений.
В зубодолбежных станках средних размеров от долбяка отводится стол с заготовкой. В станках тяжелого типа отвод заготовки сообщается штосселю с долбяком (станки 5140, 5В150 и др.) Зубодолбежные станки выполняются с вертикальными или горизонтальными шпинделями. Станки с горизонтальным шпинделем, обычно работающие двумя долбяками, применяются для нарезания прямозубых и косозубых колес наружного и внутреннего зацепления, а также для нарезания шевронных зубчатых колес без средней канавки. Наибольшее распространение получили зубодолбежные станки с
вертикальным шпинделем, среди которых, кроме станков работающих долбяком, имеются также станки, работающие по методу копирования при помощи многорезцовой зубодолбежной головки. Производительность зубодолбежных станков, работающих многорезцовыми головками, в 8–10 раз выше производительности обычных зубодолбежных станков и более, чем в 4 раза повышает производительность при зубофрезеровании.
Нарезание косозубых колес. Косозубые колеса нарезают косозубыми долбяками, при этом угол наклона зубьев долбяка должен быть равным углу наклона зубьев нарезаемого колеса, а направление их зубьев должны быть разноименными: правозаходные колеса должны обрабатываться левозаходными долбяками, левозаходные, наоборот – правозаходными (для нарезания колес с наружным зацеплением). Для нарезания колес с внутренними зубьями применяются долбяки с одноименным направлением зубьев: правое колесо нарезается правым долбяком, левое – левым.
При нарезании косозубых колес долбяк, кроме возвратно- поступательных движений и вращательного движения подачи, должен совершать еще дополнительный поворот. Его задают долбяку винтовыми направляющими – копирами.
Недостатком этого способа нарезания косозубых колес является то, что с изменением угла наклона зубьев колеса должна изменяться как винтовая направляющая, так и долбяки.
Расчетные перемещения те же, что при нарезании цилиндрических колес с прямыми зубьями. Одна часть копирной втулки (рис. 4.62) крепится жестко к шпинделю долбяка, другая – крепится жестко к червячному колесу, которое сообщает долбяку медленное вращательное движение.